- Религия
- (religion), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанные на вере в существование сверхъестественного. В опред. смысле Р. — это склонность человека полагать, что жизнь — больше видимого глазу. Религ. сознание видит этот мир во всей его глубине, как нечто большее, чем данное нам в ощущениях, полагая это большее высшей реальностью. Не было ни одного об-ва, к-рое не стремилось бы придать существованию порядок и смысл с помощью того или иного образа мышления. Р., ориентированная на сверхъестественное, всегда связывает воедино представления, воплощения и опыт. Обычно религ. ритуалы совершаются в храмах и церквах священниками, к-рые считаются хранителями и толкователями религ. традиций. Огромное разнообразие представлений о сверхъестественном может быть сведено к двум осн. типам: либо это нечто принципиально иное по отношению к миру, либо составляет нерасторжимое единство со всем существующим. В частности, христианство понимает Бога как творца, отдельно от его творения, в то время как адвайта (адвайти-веданта, индуизм) определяет сверхъестественное как абс. основу бытия, тождественную вечной самости (атману) каждого человека. Впрочем, эти два типа представлений иногда сосуществуют в одной религ. традиции, напр., в ислам, мистицизме или буд. благочестии. Представления о потустороннем, о мире и человеческой жизни выражаются в мифах, символах (символика), образах, религ. учениях, философии или деяниях харизматической личности. Потустороннее люди представляли себе и личностно (в виде богов и богинь), и безлично (как силы природы или абстрактный порядок). Религ. обряды считаются ср-вом приобщения к потустороннему. Если потустороннее понимается как принципиально иное, то религ. обрядность выражается в той или иной форме богослужения; в случае нерасторжимого единства такой формой становится медитация. Религ. представления нередко постигаются в ходе обряда, а опыт обретается, как правило, в его контексте: акт богослужения, напр., способен пробудить чувство благоговейного трепета. Религ. опыт всегда отражает убеждения его носителя (христиане познают Иисуса, а не Будду) и принимается об-вом до тех пор, пока не вступает в противоречие с господствующими представлениями.
Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. — М.: Инфра-М. Под ред. Р. Хоггарта. 2002.